Previous Entry | Next Entry

Маршрут XII Общесибирского Первомайского Велопробега:
map

И конечно же график высот:
profile

С последнего общесибирского велопробега прошло 2 года, и мы уже успели по нему соскучиться.
Первое мая для велотуристов  - такой же особенный праздник как 2 августа для ВДВ-шников или  любая пятница для работяги. И, так уж повелось, что именно на Первомайские праздники велосипедисты с разных городов собираются вместе и проезжают какой-нибудь красивый и интересный маршрут, после которого еще месяцы делятся впечатлениями. О них, собственно, и поговорим.
За полтора месяца до начала мероприятия, мы (то есть участники) начали составлять подробный план действий, обозначили кто и что с собой берет, и кто за что отвечает.
Ну да ладно, перемотаем сборы и ожидания.

Сбор на площади Бухгольца:
Без имени-0

Утром 30-го числа, на площади Бухгольца, у столь любимого велосипедистами «шарика», собрались 21 первомайских туриста и провожающие друзья. После разборки велосипедов поспешно погрузили их в автобус, который  должен был привезти нас к месту старта.

Нас провожали кадеты:
DAS_1432

Дорога до Алтая была еще тем испытанием: мало того, что сложно физически просидеть почти 20 часов в кресле, так при этом еще не получилось хоть немного вздремнуть до старта.

Кто-то все же поспал:
DAS_1445
День 1-ый.
Немного проехав село Топольное, автобус остановился. Перед нами, перекрывая дорогу, тек горный ручей, рядом же стояли два Новосибирских автобуса. Не торопясь мы вытащили свои вещи и начали сборку велосипедов и сортировку еды по рюкзакам. Через полчаса после остановки из-за горы поднялось солнце и стало согревать воздух, освещая невероятно красивую горную долину.

Собираемся ехать:
Без имени-2

Новосибирский грузовик с велосипедами:
DAS_1519

"Колыбель Человечества":
DAS_1521

"Еще до старта не доехали, а уже отдыхаем":
DAS_1523

Пещерные люди:
DAS_1533

Восемь часов утра - пора ехать. До места старта надо еще добраться.

Место старта и "труповозки":
DAS_1598

Неподалёку от села Турата, более сотни человек свернули на полную поляну людей, где должно было состояться торжественное открытие двенадцатого общесибирского велопробега… Пиу-пиу, други! Зачем ждать бо́льшую половину участников? Пока мы добирались до места старта, товарищи с Барнаула уже резали красную ленточку.  Раздосадованные и  недовольные, мы получили второй шанс. Нам сказали, что через полтора километра, уже в деревне Турата пройдет тот же самый старт, но теперь - для всех. Добравшись до нужного места и простояв минут 15, мы поняли, что нас кинули во второй раз, а догнавшие нас люди с предыдущего места старта рассказали, что торжественное открытие Первомая только что состоялось на въезде в село… Где тут правда - мы уже не узнаем никогда.
Ладно, фиг с ним с торжеством; то, что мы здесь, уже праздник, надо двигать. Двигать получилось не так долго: буквально через несколько километров после старта, мы уже тащили нагруженные велосипеды в гору, через некое подобие незасохшего болота. Дорога как таковая отсутствовала. Колеса велосипеда постоянно соскальзывали с кочки на кочку и приходилось прикладывать огромные усилия,  чтобы поднять такую тяжесть в гору. После  6 километров пути через горное болото хотелось просто упасть без сил. От усталости отвлекало лишь общение с друзьями. Мы успели сбиться со счёта, когда увидели долгожданный Мариинский перевал. На небольшой поляне уже разместились люди, которые готовили еду и кипятили чай, дабы восстановить силы.  На вершине перевала открывалась головокружительная панорама.

Отдых на Мариинском перевале:
Без имени-4

Общий вид сверху:
DAS_1657

Казалось бы, вот и все, вот и спуск, но глупо было бы предположить, что другая сторона одной горы лучшего «качества». Несколько километров "стиральной доски" и грязи волшебным образом превратились в сухой и быстрый спуск. Так и долетели до следующего населенного пункта – села Ильинка.
Ильинка —  та часть маршрута, которая совпала с Первомаем 2012 года, только в тот раз мы ехали в обратном направлении. Заехав в деревушку, первым делом пополнили запасы воды и направились в полюбившийся нам с прошлого велопробега магазин «Надежда». В этом году продуктов на полках после урагана велотуристов осталось намного больше, что было удивительно.
Сразу на выезде из села нас ждал небольшой спуск и первый лагерь для ночевки.
Лагерь расположили на лужайке вдоль берега горной речки Песчаная. Только успели расставить палатки и соорудить костер, как солнце ушло за гору и резко стемнело. Под вкусно приготовленный Алексеем суп мы решили обсудить накопившееся за день.Мы образовали большой круг и каждый по очереди высказал свои мнения, недовольства и точку зрения.
День 2-ой.
Утро, завтрак и построение!

Построение городов:
DAS_1673

Погода, как и в предыдущий день, была отменной: солнце грело, а на небе - ни облачка. Конечно, чрезмерная жара не такая комфортная погода, нежели прохладный ветерок, но уж лучше так, чем в дождь и град, ведь с самого утра нас ждет полюбившийся нами Кукуевский перевал. В позапрошлом году мы также проезжали этот подъем и всем он запомнился как самый сложный и труднопреодолимый, в первую очередь из-за погодных условий. В этом году едем с другой, встречной стороны.
Примерно с десяток километров ехали в ожидании, за каждым поворотом выискивали знакомый нам вид. Наконец-то! Вот он, подъем которого ждали больше других. Но, как выяснилось, зря боялись. На деле, Верх. Кукуя был самым простым из всех перевалов, что были за четыре дня. Большинство из нас заехали на гору на одном дыхании.

По ходу, он решил поиграть на телефоне:
DAS_1678

Сразу за подъемом последовал длительный спуск. Огромная скорость, камни летят из-под колес, руль вибрирует и вырывается из рук. Через несколько километров трясучки мы с Александром (SoCi0pAt) встретили товарища с Бийска, стоявшего с краю дороги и ковырявшего свой велосипед. Как оказалось, у него отказали оба тормоза и ему пришлось тормозить ногами… судя по ссадинам, не очень удачно. Александр предложил перекинуть «поломашке» свой передний тормоз, мол до лагеря доберешься - отдашь. По ходу ремонта починили также и задний… зачем собственно переставляли тормоза? Ну да ладно.
И снова продолжили спуск. Насыпная дорога неожиданно превратилась в ровную и заасфальтированную, а скорость увеличилась вдвое. На большой скорости чуть не пролетели мимо съезда на грунтовку, где нас ожидал первый брод.

Брод. Фото © Вячеслава Андреева:

Некоторые были покруче суперменов. Фото © Дмитрия Феоктистова:

В тот момент когда мы подъехали к броду, примерно дюжина людей уже застыли у брода: кто-то смотрит, кто-то корячится с великом через речку, а кто-то уже перешел и фотографирует лица «плывущих». Немного обсохнув после брода и перекусив, двинулись дальше.
Следующие несколько десятков километров дорога постоянно менялась: то спуск, то подъем, то лес, то луг, но никто не мог предположить, что это лишь затишье перед бурей:))
Спуски закончились, ровно, как и питьевая вода и начался крутой подъем – «Верх. Черга».
Очень хотелось пить. В гору ехали лишь первый километр, потом от обезвоживания и нехватки сил, решили отдохнуть и немного перекусить. Есть особо не хотелось, хотелось пить, поэтому начали смотреть, что у кого есть. Искали еду, хоть немного содержащую влагу. Из еды я вез: восемь полкилограммовых упаковок сушек, четыре упаковки фиников и шоколадки. В следующий раз надо будет с умом выбирать, какую еду везти. Сушки отпадают сразу, воды из них не выжмешь ни капли. Шоколад, впрочем, тоже не сочный, да и еще больше захочется пить. Остаются финики. Пока мы с Сашкой ели финики, нас догнал Антон (Неняйло) и мы уже втроем двинули дальше, но уже пешком. Каждый следующий километр давался очень сложно, хотелось пить, и тут проблема неожиданно решилась. Антоха нашел ручеек, текущий вниз вдоль дороги. Сразу сходу мы выпили, наверное, по литру ледяной воды и набрали попить про запас. Нам было фиолетово на чистоту этой воды, она просто была самой лучшей водой в мире!
Ну, дальше дела пошли немного лучше. Поднажав, мы наконец-то заползли на вершину. Сверху открывался красивый вид: с одной стороны - набор из гор и леса, а с другой - село Арбаита у подножья горы.

Слева на право Антон (Неняйло), я, Александр (SoCi0pAt). Фото © Вячеслава Андреева:

Время 18:30, пора обедать! Пока делали бутерброды, начали подтягиваться омичи. Неподалеку от нас стояли «ретрансляторы» с рациями, которые получали сообщения с одной стороны Черги и дублировали их тем, кто находится на другой. Тут я услышал фразу по рации, ставшую мемом всего Первомая: «Нужна труповозка, у нас два конкретных трупа и шесть предполагаемых». Если бы я был случайным прохожим, я б, наверное, запаниковал и бросился подальше отсюда. Вдруг по рации мы услышали знакомый голос. Это был Павел (PaVKa), замыкающий нашей команды и, как выяснилось, он и еще трое Омичей (Сергей, Вадим, Вовка), тащат «труп» из Новокузнецка. У парня не было ни воды, ни еды, а вся его команда уже давно уехала вперед. Наши никого в беде не бросают… Это, наверное, стало нашим девизом в этом году. Восстановив силы, двинулись на помощь нашим. Как выяснилось, они только дошли до начала подъема, где погрузили новокузнечанина в труповозку. Время 21:30, надо спешить. В перевал буквально затолкали наших. Пока новоприбывшие ели бутерброды, солнце окончательно ушло за горизонт и стало темно и холодно. Надо спешить, кроме нас, позади никого не осталось. До лагеря еще порядком, но самое страшное - это еще один, хоть и небольшой, но перевал.
Было решено спускаться двумя плотными группами, так как уже окончательно стемнело, а фонари есть не у всех. Спускались на зажатых тормозах, чтоб не вылететь из группы. После спуска обнаружили, что кого-то нет. У Сергея лопнули спицы на заднем колесе. Что ж, до лагеря не так далеко, а поблизости дежурит труповозка, водитель которой пообещал оставшимся, что до лагеря метров 800, ну максимум километр. На деле оказалось порядком 3-5 километров. Хочу заметить, что с мерой длины у всех в этом году как-то не очень.
Ну все, добрались. Подумаешь одиннадцать часов, а лагерь перенесли чуть ближе в какое-то болото. Всем было все равно. Главное сейчас - это отдых у костра и вкусный ужин от Алекса.
День 3-ий.
Всю ночь прямо возле нашего лагеря орал Барнаул. Вопли под бряканье гитары не смолкали до самого утра. Зато утром гитару сменил приятный звук аккордеона. Как говорил Евгений Гришковец, «и настроение улучшилось».
Омск и в этот день в своем репертуаре: все уже объявили построение, а мы еще только еду варим. Куда спешить, все равно догоним.
С самого утра нам предстоял подъем, который мы не преодолели в предыдущий день в связи с переносом лагеря поближе. Солнце светит, птицы орут, в общем ничего не поменялось. Поехали!
До перевала было немного, настолько немного, что я даже не помню, как подъем превратился в спуск. Затяжной спуск привел нас с SoCi0pAtом в маленькую деревню с русским названием Дьектиек. Там мы набрали воды и купили бананов в местном магазине. У колонки мы встретили детей-аборигенов, которым я с ОГРОМНОЙ радостью отдал почти все сушки, что смог выковырять из рюкзака (в следующий раз надо будет исключить сушки из рациона).
Зарядившись энергией принца бананов мы с Александром буквально телепортировались в Шебалино, где нас ждала наша Омская команда.
Сориентировавшись на местности, поехали к  самому высокому перевалу велопробега.

Фраза дня: "Косарь решает". Фото © Ольги Чирковой:

Подъем был одновременно живописным и коварным, так как забрал жизни нескольких багажников (позже один из них получилось чудесным образом воскресить, пожертвовав части первого на восстановление). Эта гора все же далась проще, чем та же Черга или Мариинский перевал. Возможно просто сейчас у всех была вода, да и устать особо никто не успел. На самом перевале был, наверное, первый своевременный обед. Бутеры, чай и консервы - что еще нужно велотуристу?))
Снова спуск, снова подъем. "На этот раз - последний в эти Первомайские праздники", - подумали мы с облегчением. Не успели устать, как доехали до последнего места ночевки.
Лагерь расположили на высоте 1 100 метров, немного не доехав до перевала, оставив его на утро.
Учли и ошибку предыдущего дня: в этот раз поставили лагерь настолько далеко от Барнаула, насколько это было возможно. "Балалай" с гитарой не мешал.
Организаторы решили удивить всех конкурсами с призами. Но с нашей команды, почему-то добровольцев-участников не нашлось, да и болеть  мы как-то не хотели, один Дмитрий щелкал фото для нашего отчета.

Победитель конкурса из Барнаула. Фото © Дмитрия Феоктистова:

Наш повар Алексей решил всех удивить еще больше, и приготовил на ужин не один, а два котелка разного супа, приняв к сведению пожелания оголодавших. Наконец-то я ОБОЖРАЛСЯ и к этому мы шли три дня.
День 4-ый.
Утренние сборы:
Без имени-6
Возможно стоило бы упомянуть, что палатки в лагере ставили, по всей видимости, на пастбище коняшек, которые обгадили всю поляну, но мы люди культурные и поэтому я не стану об этом упоминать. Напомню о том, что лагерь был разбит практически на перевале, а это 1 100 метров над уровнем моря… К чему я клоню? Да ничего такого, просто в эту ночь, я по какой-то неведомой причине, замерз, как суслик, а на утро вылил из палатки с пол литра конденсата. Ну не будем о плохом, ведь у нас впереди, то, ради чего стоило корячиться и кряхтеть все три предыдущих дня. Броды.
Почти весь четвертый день, мы снижали высоту. До финиша чуть более 70 километров эмоций.
Наконец-то обещанные броды, хоть какое-то разнообразие. Добравшись до первого перехода, оказалось, что его можно пересечь не намочив ноги, по узкой доске, которая лежала на камнях. Некоторые конечно забрюзжали, мол, че я, сюда ехал, чтобы по доске скакать, но бо́льшая часть выбрала доску. Правильно, успеем еще намочить ноги, а так, разнообразие. Омск и тут протянул руку помощи: несколько омичей буквально вытягивали нагруженные велосипеды с доски на берег и возвращали их хозяевам.

Читерский брод. Фото © Дмитрия Феоктистова:

Пройдя метров 50 после первой переправы, нас остановил брод, но уже без доски. Что ж, пора и промочить ножки.

Можно пройти брод и так. Фото © Вячеслава Андреева:

Несколько следующих бродных переходов проходили по следующей схеме: разулся, повесил тапки на руль, засучил штанины, прошел брод, помыл ноги, обулся, проехал 50 метров, вернулся к началу схемы. Таким макаром я прошёл три брода, после чего кто-то сказал, что таких переправ аж 13. Оставшиеся водные процедуры  я принимал не разуваясь. Раз за разом, как танк, прешь через ледяную реку, которая буквально сносит своим потоком с ног. Не это ли кайф? =)

Процедура перехода. Фото © Михаила Житнева:
IMG_8420_новый размер

Броды закончились, и мы подъехали к обеденной стоянке. Расположились, наверное, на самом красивом месте всего маршрута - неподалёку от моста через реку Катунь.  Мы наконец догнали весну! На деревьях распустились молодые листочки, высохшую траву сменила свежая и зеленая, раскрылись фиолетовые цветочки багульника.

Река Катунь:
Без имени-7-1

Весна пришла:
DAS_1785

Мост через Катунь, вид с места привала:
DAS_1788

Мост через Катунь. Фото © Вячеслава Андреева:

Оставшуюся половину дневного пути пролетели достаточно быстро. То ли все уже морально устали, что рванули из-за всех сил, то ли наоборот вдохновились последним днем и открылось второе дыхание. Последние километров 15 мы ехали по забытому уже асфальту… Скорее даже летели.
Дорога виляла в разные стороны, пока неожиданно не показалась табличка с надписью «Чемал», а еще через метров 50 и само село, где сразу за небольшим мостиком, на небольшой площади нас ждал наш автобус.

Последний рывок. Фото © Вячеслава Андреева:

Пока дожидались отставших, все нашли себе дело: кто-то пошел любоваться  ГЭС, кто-то - на монастырь, некоторые мылись в речке и переодевались, а некоторые разбирали и упаковывали велосипеды. Нашлись и те, кто решил отметить финиш бутылочкой пива.

Этот Первомайский велопробег уже третий в моей практике. Самый трудный из всех. Многие даже говорили, что если бы заранее знали, что их ожидает, то скорее всего не поехали бы. Я думал, что скорее всего они так шутят, просто, чтобы намекнуть на сложность маршрута. В этом году, думаю, стоит сказать спасибо за работу столь востребованной «труповозке», конечно спасибо и организаторам мероприятия, но самое главное - огромное спасибо нашей Омской команде, в которой каждый человек смог стать частью целого. Спасибо Цепная Реакция!